
Роберт Паттинсон и его роли — что говорят о мужественности в 21 веке?
Мужественность существует на стыке двух норм — недосказанности и выражения через внешний мир. Иными словами, герой не может говорить о себе и своих чувствах, и в то же время его личность проявляется в действии и месте, которое он занимает на социальной лестнице. Пока на пленку снимаются сериалы, созданные женщинами и рассказывающие о женщинах, — «Дрянь», «Лучшая жизнь», «Небезопасная», «Я могу вас уничтожить, миссис». В них также говорится о том, как можно по-разному определять женственность, в случае с мужчинами дело обстоит сложнее. Явно не хватает конфессиональных форматов, рассказов, граничащих с автобиографией и вымыслом, главных героев которых зритель-мужчина смог бы опознать или благодаря которым он смог бы научиться работать над собственной личностью. Доминирует модель рассказа в противовес ее рассказу, особенно показывая токсичную сторону мужественности. Если главный герой-мужчина и определяется, то через профессиональное положение и место в семье. Он никогда не является самим собой, но всегда функционирует в контексте чего-то внешнего.
Герои Паттинсона способны избегать ярлыков в поисках своего пути, но они также порабощены культурными оковами, что приводит к страданиям. Тайлер из «Помни меня» навсегда убегает от обязательств, наложенных отцом, Эдвард из «Сумерек » не хочет быть стереотипным бросающимся наугад вампиром, Генри из «Затерянного города Z» отправляется в джунгли Амазонки, чтобы найти древнюю цивилизацию, а Томас с Маяка он ищет свое место в мире, чтобы иметь возможность заработать и, наконец, обосноваться на своем состоянии. Всех этих персонажей объединяет один принцип — движение как бегство от порабощения. У каждого из этих мужчин есть подводные камни, связанные с господствующими социальными нормами.
Потому что, когда нет движения, нет мужественности. Удивительно, как часто стабильность или жизненные неудачи тесно связаны с негативными оценками самой личности.
Подавляющее большинство героев, сыгранных Паттинсоном, должны быть в постоянном движении, работать до потери дыхания, потому что это определяет их как мужчин — полноправных членов общества. Иначе они мертвы заживо.
С другой стороны, в «Девица» осуществляется комическая деконструкция западных архетипов. Сэмюэл, которого играет Паттинсон, является зеркальным отражением охотников за бабушками из Команчей: он заботится о своих волосах и бороде, одевается не так, как стереотипный ковбой, заботится о внешности. Облик мужчины «прекрасный как картинка» контрастирует с характерным уже для многих вестернов характером — главному герою нет дела до эмоций объекта воздыханий, он реализует свою мужественность, желая спасти «даму в беде», хотя на самом деле ничего подобного не происходит. Иронический характер персонажей служит доказательством того, насколько конструкты, связанные с гендерными ролями, основаны на иллюзиях, исходящих от дедов и дедов народной мудрости, а также на внутренне укоренившихся иллюзиях относительно функционирования мира.